Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ В ПЕРИОД БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Дата: 13 мая 2014 в 12:24, Обновлено 27 февраля 2018 в 13:39

Драмкова Людмила Ивановна

учитель начальных классов

Средняя школа №20 г.Гродно

Себя судить труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

Антуан де Сент-Экзюпери

Младший школьный возраст – это период осознания ребенком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческих отношений.  Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для адекватной самооценки.

В настоящее время все более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка мешает ребенку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах [2]. Только человек с адекватной самооценкой может конструктивно относиться к своим успехам или неудачам, а не искать виновного в допущенных промахах [4].

Развитию вышеперечисленных качеств активно содействует применение системы безотметочного обучения. Безотметочное обучение – это обучение на содержательно-оценочной основе без выставления отметок, которое создает условия для сохранения психофизического здоровья учащихся, формирует внутреннюю мотивацию учения, развивает адекватную самооценку [5]. Оценка достижений учащихся становится более содержательной, объективной и дифференцированной.

Формирование личности младшего школьника начинается буквально с первых дней учебы – в течение курса «Введение в школьную жизнь». Он учится контролировать свое поведение, управлять собой, сравнивать результат своей деятельности с эталоном, овладевать способами проверки и исправлять ошибки.

Для формирования адекватной самооценки у младших школьников я активно использую рекомендации, изложенные в инструктивно-методических письмах, стремлюсь разнообразить формы работы.

В 1 классе учащийся способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сравнить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. С первых уроков в 1 классе я приучаю оценивать свою работу, используя разные приемы, которыми я хочу с вами поделиться.

С учащимися мы определяем объект оценивания (правильность написания цифр, букв, правильность решения, аккуратность выполнения). Для этого используем в практике «Волшебные линеечки», «Сектор».

Словарный запас учащегося невелик, поэтому в работу по самооценке можно ввести, предварительно оговорив с детьми, трехцветный индикатор.

Совместно вырабатываем правила оценочной безопасности. Заполняем таблицу готовности к уроку.

Для грамотного письма и более внимательного отношения к своим ошибкам на уроках обучения грамоте (обучение письму) провожу игру «Ситечко», заполняю «Карту успехов» учащихся.

На своих уроках использую прием взаимооценки. Оценка работы, выполненной другим обучающимся, является условием для возникновения самооценочной деятельности. Видя положительную работу своего товарища, ребенок старается подтянуться. Очень важно при организации взаимопроверки ориентировать учащихся на то, что они должны видеть друг в друге хорошее, с уважением воспринимать успехи товарища. Приобретая навык оценивания собственных и чужих достижений, дети получают опыт взаимопомощи, взаимоподдержки [1].

Не стоит забывать о роли рефлексии, так как ее основной целью является самооценка.

На уроке использую разные рефлексивные методики: «Дерево познания», «Пьедестал почета», «Рефлексивная таблица» «Разбери слово по буквам», «Автобусная остановка», «Оценочная лесенка» и многие другие.

Чтобы закончить урок на положительной ноте, использую один из вариантов методики «Комплимент» (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Вышеперечисленные способы формирования самооценки помогают выработать адекватную самооценку у младшего школьника, т.к. основываются на необходимости обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. Важно, чтобы учащиеся не только могли дать обоснование и оценку хорошо выполненной работе, но и научились выделять возникающие в ней трудности. Дети должны представить себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено.

Также не следует забывать о роли влияния семьи на самооценку младшего школьника. Ведь то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей будущей жизни. Поэтому родители должны понимать, как велико значение правильного семейного воспитания в развитии адекватной самооценки ребенка. Я стараюсь помочь им в этом, в течение учебного года проводила тренинги, круглые столы,  родительские собрания, размещала советы на сайт школы и т.д.

Развитая самооценка у младшего школьника строится по исследовательскому принципу: «Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы». Именно такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности [5].

Работа, которая проводится в 1 и 2 классах в системе безотметочного обучения, позволяет учащимся лучше адаптироваться к оцениванию знаний в условиях существующей в школе 10-бальной отметочной системы.

Я считаю, что за безотметочным обучением будущее. С его помощью у учащихся происходит реальное развитие оценочных умений, снижается уровень общей и учебной тревожности, осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения и, наконец, безотметочная система оценивания позволяет увидеть достижения учащегося в сравнении с самим собой.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Асмолов, А. Г. Образование как ценностное полагание сотрудничества и свободного развития личности / А. Г. Асмолов // Контексты и подтексты образования. – 2006. - №5 – 6 . – С.5 – 10.
  2. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. – М., - 1984.
  3. Садовская, И. А. Я все смогу. Формирование навыков адекватной самооценки в период безотметочного обучения / И. А. Садовская // Пачатковая школа. – 2011. - №6.
  4. Семенович, А. Г. Настольная книга учителя начальных классов: учебно-методическое пособие для учителей общеобразоват. учреждений с бел. и рус. яз. обучения / А. Г. Семенович, И. В. Федоров. – 2-е изд., доработанное. – Минск: Сэр-Вит, 2010. – 176 с. – (Мастерская учителя).
  5. Тиринова, О. И. Организация контроля и оценки. Подготовительный и первый классы школ с русским языком обучения / О. И. Тиринова, И. В. Федоров // Пачатковая школа. – 2002. - №11.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.